Общий поиск
Наименование
Аннотация
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Тема
 
 
 

КАТОЛИЦИЗМ

Рубрики:
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
Католицизм, одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформилось в 1054 после разделения христианства на западное и восточное. На Сахалине католики появились в период каторги. В 1897 они составили более 6% населения острова, в т.ч. поляки (в 1897 их насчитывалось 1636 чел.), литовцы, латыши, немцы и финны (всего ок. 200 чел.). С. Поповские Юрты, в котором проживало много католиков, получило в народе название «Варшава». 11 (23) сентября 1897 в с. Александровском был освящен построенный на средства и силами верующих деревянный костёл, относившийся к Владивостокскому католическому приходу (подчинялся Могилёвской католической епархии). Из Владивостока для проведения службы раз в год прибывал курат и капеллан войск Приамурского края (А.И. Шпиганович, В. Миржвинский). В 1915 католиков на Севере Сахалина насчитывалось 445 чел. Деятельность прихода на Северном Сахалине прекратилась в 1930, когда органы советской власти изъяли костёл у общества верующих-католиков. После 1905 некоторые католики осталась на японской части острова, Южный Сахалин (Карафуто) в 1911 перешел из Могилёвской католической епархии в японскую епархию Хакодатэ, а в 1915 в новообразованную епархию Саппоро, в которой служили немецкие монахи-францисканцы. Ее глава В. Кинольд неоднократно посещал Карафуто. В 1912 в Тоёхаре был устроен небольшой храм. С 1911 по 1931 на острове служил францисканец А. Коварц, автор книги «Сахалин: остров одиночества» (1929). Он же окормлял католиков Северного Сахалина (ок. 400 чел.) в период японской оккупации (1920-25). В 1932 миссия на Южном Сахалине (число католиков составляло более 400 чел.) была передана польским миссионерам. 18 июля 1932 распоряжением Папы Римского Пия ХI приход Карафуто стал самостоятельной миссией (руководитель – Г. Пиотровский). Декретом от 20 мая 1938 католическая миссия на Карафуто повышалась в ранг Апостольской Префектуры, а руководителем назначался Ф. Херман (на острове с 1937). В 1941, со вступлением Японии во Вторую мировую войну, сахалинская миссия была подчинена японскому епископу в Саппоро, контроль за ее деятельностью осуществлял приехавший с Хоккайдо священник Чикохида Нагасаки. В 1945 на Южном Сахалине насчитывалось ок. 800 католиков (японцы, корейцы и поляки), действовали 4 церкви (гг. Тоёхара (Южно-Сахалинск), Оодомари (Корсаков), Маока (Холмск), с. Кимменай), служили 4 ксендза (поляки Р. Круковский, Г. Стысяк и З. Банаш и японец Чикохида Нагасаки), 1 префект Апостольский, служивший ксёндзом - поляк Ф. Херман, а также монах Панас Захария при костеле в Тоёхаре. В 1947-48 все ксендзы и верующие, поляки и японцы с Юга Сахалина были репатриированы. В последующие годы в административно-территориальной структуре римско-католической церкви продолжала существовать Апостольская префектура Карафуто. 10 апреля 2002 Ватикан переименовал Апостольскую префектуру Карафуто в Южно-Сахалинскую Апостольскую префектуру. Возрождением К. в Сахалинской области в 1990-е занимались южно-корейские миссионеры, прежде всего – о. Якоб (Вон Ё Сул), прибывший на Сахалин в апреле 1992. После 1997 епархиальные власти направляли на Сахалин священников из США по контракту с католической организацией «Меринол» (США). В 1994 зарегистрировано католическое религиозное общество г. Южно-Сахалинска Новосибирской апостольской администратуры. Собрания проходили в молельном доме на окраине города, в районе с преобладанием корейского населения. С приездом священника Я. Вишневского в октябре 2000 началась миссионерская работа в городах Холмск, Корсаков, Анива, где существуют группы католиков. В 2002 в Южно-Сахалинске был открыт католический храм (Победы, 26 Б). – центр прихода «Св. Иакова», который в 1998 насчитывал не более 60 чел., а в 2010 – ок. 200 (корейцы, поляки, русские, украинцы, иностранцы, работающие на Сахалине). С сентября 2009 настоятель прихода – Томаш Рафаляк.
Авторы:
Потапова Наталья Владимировна
Персоны:
Шпиганович А.И.
Шпиганович А.И., упомянутое лицо
Миржвинский В., упомянутое лицо
Агнелиус Коварц, упомянутое лицо
Якоб (Вон Ё Сул), упомянутое лицо
Вишневский Я., упомянутое лицо
Феликс Херман, упомянутое лицо
Вацлав Кинольд, упомянутое лицо
Чикохида Нагасаки, упомянутое лицо
Панас Захария, упомянутое лицо
Рафал Круковский, упомянутое лицо
Густав Стысяк, упомянутое лицо
Захариаш Банаш, упомянутое лицо
Томаш Рафаляк, упомянутое лицо
География:
Исторические топонимы/Александровский пост
Исторические топонимы/Приамурский край
Сопредельные территории/Япония/Хакодатэ, город
Исторические топонимы/Карафуто
Сопредельные территории/Япония/Саппоро, город
Сахалинская область/МО Корсаковский городской округ (Корсаковский р-н)/Корсаков, город
Сахалинская область/МО «Холмский городской округ» (Холмский р-н)/Холмск, город
Сахалинская область/МО «Анивский городской округ» (Анивский р-н)/Анива г
Сахалинская область/МО «Холмский городской округ» (Холмский р-н)/Холмск, город
Топографические ориентиры/Северный Сахалин
Сахалинская область/МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» (Южно-Сахалинск г.)
Библиография:
Ищенко М.И. Поляки на сахалинской каторге // А.П. Чехов и Сахалин: Доклады и сообщения международной научной конференции 28-29 сентября 1995 г. Южно-Сахалинск, 1996., С. 42.
Федорчук С. Римско-католическая церковь на Сахалине. Южно-Сахалинск, 1998., С. 42.
Потапова Н.В. Вероисповедная политика Российской империи и религиозная жизнь Дальнего Востока во второй половине XIX-начале XX вв. (на примере Сахалина). Южно-Сахалинск, 2009., С. 42.
Предметный указатель:
ПРАВОСЛАВИЕ
ПРОТЕСТАНТИЗМ,
КАТОРГА
ОККУПАЦИЯ СЕВЕРНОГО САХАЛИНА, японская (1920-1925).