ОХОТСКАЯ КУЛЬТУРА
1) понятие, выработанное в японской археологии в 30-е гг. ХХ в. и поддержанное в 1970-е гг. отечественными и зарубежными археологами, обозначающее известные на тот период памятники археологии на Хоккайдо, Сахалине и Курильских о-вах, отличающиеся по совокупности основных признаков культуры от памятников археологии круга дзёмон Японии. Первоначально понятие О.К. включало стоянки с керамикой типов северных островных культур V в. до н.э. - XVI в. н.э., позднее сузилось до периода раннего средневековья. В настоящее время в Японии и в России является предметом дискуссии, т.к. название ОК применяется одновременно к девяти археологическим культурам или культурным типам, в т.ч.- товада, эноура, чинсэммон, харицукэмон, сомэмон, тобинитаи, минами-кайзука, чайво, тарайка. В российской археологии на смену этому понятию приходит понятие охотской историко-культурной общности; 2) локальная археологическая культура раннего средневековья (VII- IX вв н.э.) на Сахалине, носителями которой были мигрировавшие из Приамурья племена хэйшуй мохэ. Яркие признаки материальной культуры мохэ на Сахалине, это свиноводство, торговые и культурные связи с Приамурьем, кузнечное дело, пяти- и шестиугольные жилища - полуземлянки вытянутых пропорций, и характерная для хэйшуй мохэ лепная керамика типа Найфельд - Эноура; 3) совокупность локальных археологических культур эпохи раннего средневековья на Хоккайдо и Курильских островах (VIII-X вв.), носителями которой были мигрировавшие из Приамурья и Сахалина племена мохэ ("сюкусин" японских хроник). В связи с археологическими доказательствами вторжения мохэ в островной мир, в начале XXI в. возникла тенденция включения О. К. в ареал культурного круга мохэ. Рисуночные композиции, а также лепные фигурки медведей, рыб, черепах, лягушек и др. животных - особенность декоративного стиля О. К. Южных Курил и востока о. Хоккайдо. Вероятно, этот стиль возник при смешении гончарных традиций коренного и пришлого населения островов.