ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Авторы
Предметный указатель
Персоны
Рубрики
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, меткие народные изречения, «крупинки народной мудрости», результаты опыта и жизненных наблюдений. Количество русских П. и П. многообразно: словарь В.И.Даля содержит их около 30000. Наряду с общерусскими на Сахалине зафиксированы автохтонные П. и П. Некоторые содержатся в трудах А.П.Чехова, В.М.Дорошевича, В.Г.Короленко, частично записаны собирателями местного фольклора. В основном это рудименты дореволюционного «тюремного» времени. Тематически они связаны с условиями тогдашней жизни, выражают её удручающую специфику: «Бог создал рай, а чёрт – Сахалинский край», «Внутри горе, а вокруг море», «Кругом вода, а в середине беда», «По доброй воле сюда не заедешь». В других превалируют социальные мотивы: «Едим прошен¬ное, носим брошенное», «Что лучшенькое – себе, а что похуже, то нам», «Ехали жизнь мужей поправлять, а свою потеряли». Встречаются мотивы побега: «Нашему брату тёмная ночь мать родная», «На небе темнее – на сердце милее» и т.п. В связи с историческими изменениями социального облика Сахалина многие изречения потеряли смысл и стерлись из народной памяти. Так, записанная Н.С.Лобасом в 1913 пословица «Или сотнями шуметь, или кандалами греметь», более нигде не встретилась.
Современными фольклористами записаны «новые» П. и П., тематика и содержание которых отражают менталитет советского человека: «Много леса нарубил, за это орден получил», «У рыбака закон такой: люби работу всей душой», «Далека Сахалинская земля, да нас видно из Кремля», «У сахалинцев есть нефть, уголь каменный, светлый ум и характер пламенный». Эти тексты носят явно заказной пропагандистский характер и сегодня на бытовом уровне не используются, в печатных источниках не встречаются.
Современными фольклористами записаны «новые» П. и П., тематика и содержание которых отражают менталитет советского человека: «Много леса нарубил, за это орден получил», «У рыбака закон такой: люби работу всей душой», «Далека Сахалинская земля, да нас видно из Кремля», «У сахалинцев есть нефть, уголь каменный, светлый ум и характер пламенный». Эти тексты носят явно заказной пропагандистский характер и сегодня на бытовом уровне не используются, в печатных источниках не встречаются.
Литература
Казакова Н.И. Использование сахалинского фольклора в лекционном курсе устного народного творчества // Филологический журнал. Учёные записки факультета русского языка и литературы ЮСГПИ. Южно-Сахалинск, 1992. Вып. № 1., С. 118-125.