ИКОНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ
ИКОНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ (от греческого εἰκών - «образ», «изображение»), живописные (в Византии – также скульптурные и монументальные) изображения Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Известны с первых веков христианства. Русские иконописцы переняли греческую живописную традицию, развили и обогатили ее. Иконопись ограничена необходимостью следования каноническим предписаниям, что заставляет художника фокусироваться на достижении глубокого проникновения в образ и воссоздавать его изысканными изобразительными средствами. Задача И. п. облегчить переход из мира дольнего (земного) в мир горний (высший) через определенную точку сакрального пространства – времени. Созерцающий икону человек, находящийся в мире дольнем, через пространство точки перевернутой перспективы, в котором сосредоточен основной сюжет И. п., открывает за этим изображением развернутое пространство мира горнего.
К особенно чтимым И. п. Сахалинской области относятся иконы храма и иконостаса Воскресенского Кафедрального Собора г. Южно-Сахалинска: образ Божией Матери с Богомладенцем на троне (традиционно, слева от входа в алтарь), икона Христа в образе «Спас на престоле» (справа). На храмовой иконе «Воскресение – Сошествие во ад» изображено событие разрушения Господом адовых темниц и освобождения праведников. Среди образов – иконы Архангела Гавриила, «Спас Нерукотворный», Троица, Архангел Михаил, Николай Чудотворец. Венчает иконостас икона «Спас в Силах». Покровительницей и заступницей Сахалинской области является образ хранительницы земли русской – Божией Матери Казанский, список, которого был сделан в конце XX в. и передан Южно-Сахалинской и Курильской епархии как благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В приходе святителя Иннокентия г. Южно-Сахалинска хранятся икона с мощами святителя Иннокентия Московского и икона с частицей гроба святой блаженной Матроны Московской; В храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Невельска – икона святых царственных страстотерпцев (первая икона семьи Николая II на территории Сахалинской епархии); в Свято-Покровском мужском монастыре г. Корсакова – икона святых старцев Оптинских с частицами их мощей, икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его облачения; икона святых преподобных сестер Дивеевских с частицами их мощей; икона Божией Матери «Казанская» (предположительно XVII-XVIII вв.).
С 1990-х в Сахалинской области работают иконописцы (см. Лавенишников В.И.).
Литература
Корнеева Н.И. Иконостас // Азы древнерусской иконописи. М., 2000, Ч. 2., С. 11-12. 
Кравченко А.С., Уткина А.П. Икона. М., 1993. 
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 2000. 
Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни – по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам. М., 2003.