КАТОЛИЦИЗМ
Католицизм, одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформилось в 1054 после разделения христианства на западное и восточное.
На Сахалине католики появились в период каторги. В 1897 они составили более 6% населения острова, в т.ч. поляки (в 1897 их насчитывалось 1636 чел.), литовцы, латыши, немцы и финны (всего ок. 200 чел.). С. Поповские Юрты, в котором проживало много католиков, получило в народе название «Варшава». 11 (23) сентября 1897 в с. Александровском был освящен построенный на средства и силами верующих деревянный костёл, относившийся к Владивостокскому католическому приходу (подчинялся Могилёвской католической епархии). Из Владивостока для проведения службы раз в год прибывал курат и капеллан войск Приамурского края (А.И. Шпиганович, В. Миржвинский). В 1915 католиков на Севере Сахалина насчитывалось 445 чел. Деятельность прихода на Северном Сахалине прекратилась в 1930, когда органы советской власти изъяли костёл у общества верующих-католиков.
После 1905 некоторые католики осталась на японской части острова, Южный Сахалин (Карафуто) в 1911 перешел из Могилёвской католической епархии в японскую епархию Хакодатэ, а в 1915 в новообразованную епархию Саппоро, в которой служили немецкие монахи-францисканцы. Ее глава В. Кинольд неоднократно посещал Карафуто. В 1912 в Тоёхаре был устроен небольшой храм. С 1911 по 1931 на острове служил францисканец А. Коварц, автор книги «Сахалин: остров одиночества» (1929). Он же окормлял католиков Северного Сахалина (ок. 400 чел.) в период японской оккупации (1920-25). В 1932 миссия на Южном Сахалине (число католиков составляло более 400 чел.) была передана польским миссионерам. 18 июля 1932 распоряжением Папы Римского Пия ХI приход Карафуто стал самостоятельной миссией (руководитель – Г. Пиотровский). Декретом от 20 мая 1938 католическая миссия на Карафуто повышалась в ранг Апостольской Префектуры, а руководителем назначался Ф. Херман (на острове с 1937). В 1941, со вступлением Японии во Вторую мировую войну, сахалинская миссия была подчинена японскому епископу в Саппоро, контроль за ее деятельностью осуществлял приехавший с Хоккайдо священник Чикохида Нагасаки. В 1945 на Южном Сахалине насчитывалось ок. 800 католиков (японцы, корейцы и поляки), действовали 4 церкви (гг. Тоёхара (Южно-Сахалинск), Оодомари (Корсаков), Маока (Холмск), с. Кимменай), служили 4 ксендза (поляки Р. Круковский, Г. Стысяк и З. Банаш и японец Чикохида Нагасаки), 1 префект Апостольский, служивший ксёндзом - поляк Ф. Херман, а также монах Панас Захария при костеле в Тоёхаре. В 1947-48 все ксендзы и верующие, поляки и японцы с Юга Сахалина были репатриированы. В последующие годы в административно-территориальной структуре римско-католической церкви продолжала существовать Апостольская префектура Карафуто. 10 апреля 2002 Ватикан переименовал Апостольскую префектуру Карафуто в Южно-Сахалинскую Апостольскую префектуру.
Возрождением К. в Сахалинской области в 1990-е занимались южно-корейские миссионеры, прежде всего – о. Якоб (Вон Ё Сул), прибывший на Сахалин в апреле 1992. После 1997 епархиальные власти направляли на Сахалин священников из США по контракту с католической организацией «Меринол» (США). В 1994 зарегистрировано католическое религиозное общество г. Южно-Сахалинска Новосибирской апостольской администратуры. Собрания проходили в молельном доме на окраине города, в районе с преобладанием корейского населения. С приездом священника Я. Вишневского в октябре 2000 началась миссионерская работа в городах Холмск, Корсаков, Анива, где существуют группы католиков. В 2002 в Южно-Сахалинске был открыт католический храм (Победы, 26 Б). – центр прихода «Св. Иакова», который в 1998 насчитывал не более 60 чел., а в 2010 – ок. 200 (корейцы, поляки, русские, украинцы, иностранцы, работающие на Сахалине). С сентября 2009 настоятель прихода – Томаш Рафаляк.
Литература
Ищенко М.И. Поляки на сахалинской каторге // А.П. Чехов и Сахалин: Доклады и сообщения международной научной конференции 28-29 сентября 1995 г. Южно-Сахалинск, 1996., С. 42. 
Федорчук С. Римско-католическая церковь на Сахалине. Южно-Сахалинск, 1998. 
Потапова Н.В. Вероисповедная политика Российской империи и религиозная жизнь Дальнего Востока во второй половине XIX-начале XX вв. (на примере Сахалина). Южно-Сахалинск, 2009.